SONY ESPRIT

SONY ESPRIT (от англ. spirit – дух, душа) – бренд, под которым Sony пыталась занять нишу high-end audio в 70-80х годах. Разработка и выпуск осуществлялась специальным конструкторским бюро внутри корпорации Sony, практически без бюджетных ограничений и с доступом ко всем инженерным наработкам. В разное время КБ Esprit руководили Takashi Kanai (разработчик SONY APM), Keijiro Maeda и Masaru Nagami – авторы многих изобретений и патентов в области аудио. Кстати, ESPRIT никакого отношения к аппаратам серии SONY ES не имеет.

Официально список устройств серии ESPRIT состоит из:

  • APM-8 (4-х полосные акустические системы), цена в 1978 году: 1 000 000 йен за 1 шт.
  • APM-6 MONITOR (2-х полосные акустические системы), цена в 1981 году: 500 000 йен за 1 шт.
  • APM-4 (3-х полосные акустические системы), цена в 1983 году: 270 000 за 1 шт.
  • TA-E900 (предварительный усилитель), цена:  600 000 йен
  • TA-E901 (предварительный усилитель), цена: 250 000 йен
  • TA-N900 (монофонический усилитель мощности), цена за 1 шт:  250 000 йен
  • TA-N901 (стерео усилитель мощности), цена 350 000 йен
  • TA-N902 (стерео усилитель мощности), цена 280 000 йен
  • TA-D900 (электронный активный кроссовер), цена 240 000 йен
  • SE-P900 (параметрический эквалайзер), цена 200 000 йен.
про акустические системы APM можно прочитать здесь (будет ссылка).
.
Несмотря на официальный список ESPRIT, коллекционеры и многочисленные пользователи этой прекрасной техники также к ESPRIT относят серию аппаратов, выпущенных непосредственно перед запуском линейки в 1976-1979 годах и называют их “PRE-ESPRIT”.
  • TA-E88 (предварительный усилитель)
  • TA-N88 (усилитель мощности работающий в классе D)
  • TA-E86 (предварительный усилитель), цена ы 1978 году: 90 000 йен
  • TA-N86 (усилитель мощности с переключением классов “чистый A” и “чистый B”)
  • TC-K88 (кассетная дека)
  • ST-J88 (цифровой тюнер)
  • ST-D88 (активный электронный кроссовер)

Далее вольный перевод, пожалуй лучшей статьи про ESPRIT с сайта thevintageknob.org и его автора - Axel Dahl

“Серия ESPRIT – то, куда SONY планировала попасть, действуя как Luxman, и быть там полностью успешной.

Несмотря на отличные продажи некоторых аудио компонентов из этой линейки, на которые бесспорно ссылались другие производители как на эталонные образцы и признаваемые даже полновесными “сони-ненавистниками”, серия ESPRIT в итоге стала жертвой избыточного количества технических улучшений и находок, ошибок в маркетинге и его недооценке, неспособной избежать забвения даже в течение одной декады после своего запуска.

Правда, несомненно, кроется в самой сути, о чем будет сказано ниже.

В отличие от серии ES, линейка ESPRIT началась совершенно иначе, не имея четкого названия, четкой маркетинговой цели и четкого планирования выпуска продуктов. Это привело к значительным задержкам, странной рекламе, и очень разным технологиям, размещенным в корпусах, скрывающих исчезнувшее достояние технической и инженерной мысли.

Что вобщем, само по себе странно – если заглянуть в прошлое, видно что ESPRIT последовал сразу за очень успешной линейкой компонентов, которые показывали сумасшедшие продажи по всему миру – то что мы сейчас называем как PRE-ESPRIT. Однако после достигнутых в 1976-77 годах высот, SONY повела себя как Luxman в тот же период.

APM-8

Хронологически, первой разработкой была акустика типа APM (accurate pistonic motion), с плоским алюминиевым диффузором и квадратными головками. Разработка велась специальной командой на фабрике SONY в Синагаве (Shinagawa) с 1976 года. Будущие колонки APM-8 были технически готовы к лету 1978 года и г-н Masaru Nagami, работавший в SONY с 1965 года, стал руководителем корпорации ESPRIT, 100% дочерней компании SONY, созданной специально для этого случая и расположенной на фабрике в Сибаура (Shibaura) – основного завода SONY по производству аудио компонентов.

Г-н Nagami в то время имел огромные высокочувствительные рупорные громкоговорители, которые раскачивали несколько штук TA-N88 и множество TA-N86, которые он лично даже больше предпочитал (а кто не предпочел бы?!). Он с командой из 10 человек начинал разработку успешных предшественников ESPRIT: двух усилителей мощности, двух предусилителей, активного кроссовера, параметрического эквалайзера, магнитных абсорберов и колонок типа APM, но уменьшенного размера.

В планах был также тюнер, но в итоге не был разработан непосредственно в SONY – его доведение делегировали в компанию WEGA (дочерняя структура SONY в Германии с 1975 года). Кстати очень возможно, что Манфред Шварц (Manfred Schwarz) из WEGA приложил руку к разработке схем и цепей усилителей и предусилителей Сони.

Проигрывателя винила не планировалось вобще. Поэтому в наличии имелся PS-X9 которому в 1979 году уже исполнилось два года, но он так и не был поименован ни как ESPRIT, ни как ES.

Параллельно с завершением работ над APM-8 и ее скоропостижно свернутой версией APM-9, в 1978-79 годах разработка основных усилителей и предусилителей велась на основе TA-E88 и TA-N88, и два временных прототипа носили названия TA-N89 и TA-E89 соответственно. Это длилось не долго и в итоге были выбраны совершенно другие шасси и технологии, однако схемы в итоге остались довольно схожими.

TA-E900

TA-N900 (моноблок)

Завершение работ над  TA-E900 и TA-N900 заняло больше года и двух лет соответственно, и в серию они пошли в 1980 и 1981 годах. Их младшие братья и соплеменники также были представлены в 1981: TA-D900 в марте, SE-P900 и FW-90 в апреле, TA-E901 и APM-6 в июне.

APM-6

Стоит сказать об акустическом кабеле RK-900, выпускавшимся компанией Hitachi для SONY на протяжении всего 1981 года – 56 скрученных проводников из бескислородной OFC меди, 2х0.18мм в диаметре, но продавался он только в бухтах по 100 метров.

TA-E901

APM-4

TA-N901

После чего осталось представить лишь TA-N901 (июнь 1982), APM-4 (октябрь 1982) и полностью-совершенно-абсолютно другой TA-N902 в октябре 1983. Последний аппарат был выпущен через четыре года с даты фактического запуска суб-бренда ESPRIT!

TA-N902

В отношении APM-8, несмотря на значительное внимание прессы, прием был теплым, но без особого энтузиазма. Основные похвалы пришлись на схемотехнику TA-N900, его систему охлаждения с вентилятором и теплопроводной трубкой, полевыми транзисторами в выходном каскаде и импульсном источнике питания – огромной и точной мощности в относительно малом физическом объеме, что по факту было достижением для TA-N88, но четырьмя годами ранее.

В силу 100% ручной сборки и продолжающихся технических разработок, КБ ESPRIT пришлось масштабировать всю систему выпуска продукции, чтобы обеспечить всех, кто хотел получить компоненты ESPRIT, а вместо этого приходилось ждать и ждать.

В отношении внешнего дизайна ESPRIT, несмотря на невероятное качество исполнения и отделки (как все аудио продукты SONY, которые хочется видеть и трогать), можно сказать что SONY отдохнула на визуальных образах, по сравнению с тем, что было тогда принято видеть в каталогах, журналах и на полках магазинов: аппараты ESPRIT выглядят нарочито просто, даже брутально. Что с другой стороны было вполне нормально – все компоненты ESPRIT предполагали индивидуальные деревянные корпуса для нормализации визуального баланса. Для этой цели, в отличие от PRE-ESPRIT, скобы для крепления в рэковую стойку были сделаны съемными.

Сами деревянные корпуса TAC-90 и TAC-91 при этом никогда не рекламировались и даже не упоминались нигде кроме оборотной страницы японского каталога с E901, презентующего TAC-91. Их нормально выпускали, на они лежали на складах, инкогнито, до момента сброса складских остатков в США в конце 80-х, когда весь ESPRIT был уже стар, как горы.

Дистрибуция и маркетинг также были проблематичными. Самые безобразные попытки продаж пришлись на Англию: Sony UK открыла специальный шоурум в киностудиях Шеппертона! Прослушивание и демонстрации проводил лично Майкл Сайкс, главный человек в Sony UK с даты ее основания в 1968 и до 984 года.

Тем не менее, продажи были минимальными. Из представленных аппаратов, только одна пара APM-6 была продана (из двух в налчии) и из двух пар APM-8 одна досталась своему же технику при закрытии шоурума, все закончилось летом 1983. Несмотря на все попытки, Англия была всегда самым слабым европейским рынком SONY, очень по-соневски, очень глупо.

В США, как поступила штаб-квартира ESPRIT в Атланте, дистрибуцией занимались очень ограниченно – лишь в 7 точках по всей стране!

Рекламная активность оставалась на уровне бюджета местечкового масштаба: черно-белые минималистические объявления в четверть страницы, публиковавшиеся в 1982 и начале 1983 года. И все.

В Германии – самой большой экспортной стране для SONY – линейка ESPRIT получила большое внимание прессы, несколько правильных двухстраничных цветных рекламных объявлений и даже специальный каталог в начале 1980 года, который однако содержал помесь из разномастных компонентов – не-ESPRIT, pre-ESPRIT и APM-8 как единственного представителя серии ESPRIT. Однако, целесообразность специального каталога для ESPRIT в то время вызывала сомнения, тк линейка была закончена лишь к 1982 году.

Для других стран Европы ситуация была такая же как с США: всего понемногу и совсем чуть.

В Японии реклама присутствовала в должном объеме и постоянно, но тем не менее все равно явно недостаточно – вовсе не было показано великолепие внешней отделки компонентов и их дизайн.

Только один специальный ESPRIT каталог был опубликован в Японии и это была на 80% всего лишь перепечатка обыкновенных рекламных материалов … при этом были включены компоненты PRE-ESPRIT и линейка ESPRIT присутствовала там лишь дискретно, как бы между-прочим.

Еще одна проблема появилась после запуска стандарта CD, и ESPRIT был по-прежнему официально верхней линейкой SONY: проигрыватель CD в серии ESPRIT так и не был никогда выпущен и даже не запланирован! По факту место такого проигрывателя занял CDP-701ES, как единственный компонент “цифрового ESPRIT”.

Поскольку Masaru Nagami к тому времени достиг пенсионного возраста и все приключение ESPRIT нельзя было назвать весьма успешным, в 1984 году вся линейка ESPRIT была перемещена на дальние страницы основных каталогов вплоть до декабря 1987 года и появления линейки SONY R1.

Несмотря на ограниченное присутствие и бестолковую дистрибуцию, некоторые компоненты ESPRIT продавались просто очень хорошо – гораздо лучше чем кто-либо мог представить: минимум 400 пар APM-8 было произведено (да, именно четыре сотни пар), кроссовер TA-D900 стал так же как и его оригинальный предшественник TA-D88 бестселлером среди 4-х полосных фильтров для большинства высокочуствительных установок ALTEC/JBL в Японии, также было продано много-много TA-N900 и TA-N902. Также 901-е аппараты не являются редкостью.

Нашему сайту (TheVintageKnob) повезло представить для пользователей этот сувенир и многие вновь открыли для себя ESPRIT уже сейчас – во время, когда SONY полностью потеряла свою душу (spirit).”

Немного от себя: аппараты ESPRIT и PRE-ESPRIT в последние годы являются объектом коллекционирования по всему миру, цены на них взлетели в США, Европе и Японии. Найти их становится все сложнее. Я понемного собираю свою коллекцию. На сегодня (декабрь 2015) у меня есть:

  • TA-N86 (3 штуки, поздние модификации с круглыми винтовыми терминалами. Честные 2×20 Вт в чистом классе А)
  • TA-E86 (простой и надежный пред, отличный фонокорректор)
  • TA-N88 (класс D, нужен небольшой ремонт, выключается БП периодически)
  • TA-E88 (лучший пред, что я встречал за 20 лет)
  • TA-N902 (я сделал небольшой моддинг – качество звука выросло настолько, что теперь это мой основной усилитель в моей “боевой” домашней системе). Отчет будет позднее.
  • TA-N901 (пока пылится на даче, даже не включал)
  • TA-E901 (впечатления пока грустные, надо смотреть – видимо есть дефекты)
  • APM-6 (в идеальном состоянии, серийные номера 385 и 387)

охочусь за 900-ми аппаратами, но все что я видел продается за какие-то уж совсем невменяемые деньги. Также оставил APM-22ES и APM-77W. Ингода включаю под настроение. Фотки моих аппаратов и nudies будут позже.

 

UPD: на сегодня есть три пары TA-N900. Одну пару полностью реставрировал, тч знаю их наизусть. По звуку пока лучше них играет только ta-n9, есть мысль клонировать последний, там много интересных решений даже по современным меркам. TA-E900 тоже подобрал до кучи.

 


1 Comment

Trackbacks

  1. Оформляю страничку по SONY ESPRIT. | oldhifi.su

Your reply

You have to login, to leave comments.